Юзабилити сайта: о каких ошибках нужно не забыть? Build Click

Главное требование для успешного SEO-продвижения сейчас — удовлетворить запрос (интент) пользователя. На сайте может быть шикарный контент от разбирающихся в теме людей, суперсовременный дизайн и другие «плюшки», но все это может не сработать, если есть явные ошибки в UX и UI направлениях, то есть в удобстве для посетителя. Я расскажу о наиболее часто встречаемых и раздражающих.

Медленная загрузка

Самая очевидная, но от этого не менее редко встречающаяся ошибка, способная убить онлайн-бизнес. Клиент может отказаться от сайта при нескольких секундах загрузки. В таком случае лучше отказаться от каких-то прелестей дизайна и сделать упор на минимализм, такой путь даст куда больше посетителей, нежели красота при медленной загрузке.

Отдельно стоит сказать, что даже одна медленная страница способна разочаровать посетителя, который, даже несмотря на другие быстрые страницы, может уйти на другой сайт. Важно следить за всеми страницами.

Запутанное меню или его отсутствие

По своему опыту нередко встречаю хорошие страницы с полезной информацией, после которого хочется ознакомиться с другими статьями, но появляется неожиданная проблема — отсутствие меню. Не легче, когда оно запрятано в нелогичном месте или скрыто в нетипичном дизайне. У пользователя нет времени отыскивать меню, а значит он уйдет.

В примере ниже видно, как многогранно, но одновременно понятно устроено меню магазина «Adidas» и как странно, с дублями, реализовано второе неудачное меню на стороннем проекте.

Хорошее меню
Плохое меню
Пример хорошего меню SEO
Хорошее меню
Пример плохого меню с точки SEO
Плохое меню

Скрытая контактная информация и невозможность купить

Самое глупое, когда есть товар/услуга, удовлетворяющая клиента, но он просто не понимает, как получить желаемое. Иногда отсутствует кнопка «купить» или аналогичная, а иногда нет никакой контактной информации, что лишает возможности связаться с продавцом, да и само доверие к сайту падает. 

Лучшее решение — разместить контакты в хедере (в верхней части сайта) и в футере (в нижней). А на определенных сайтах дополнительно подойдут обратные формы.

Обратные формы, похожие на допрос

Не отходя от темы, сразу отмечу неправильные обратные формы. Их главная задача получить контакт возможного клиента — и все. Поэтому не нужно усложнять, требуя написать фамилию, возраст, тему для разговора и кличку первой собаки бабушкиной сестры. В большинстве случаев достаточно лишь одного номера или ссылки на социальную сеть. 

В скриншоте ниже обязательной для заполнения считается только строчка с номером (она со звездочкой), но рядового пользователя могут отпугнуть пять строчек, плюс капча.

Плохая обратная форма связи

Кривой шрифт, обилие цветов, хаос

Большие компании, особенно в последние годы, идут по пути минимализма, но некоторые креативщики считают своей обязанностью построить нечто интересное и уникальное. И нередко такая идея выливается в десятки разных шрифтов, кучу цветов и общий хаос на сайте. Идеальный пример — древний сайт Йельской школы искусств, что довольно иронично, учитывая выбранный ими стиль.

Будет хорошо, если пользователь просто упустит нечто важное на сайте, но наиболее вероятно, что он пожалеет глаза и просто закроет вкладку. 

Плохой дизайн сайта

Всплывающие окна и навязчивая реклама

Всплывающие окна — еще один большой минус для пользователя, причем не так важно, что это за блок. Хоть рекламный, хоть акционный, хоть просто информационный, но любой из них раздражает посетителя, а значит минус для сектора юзабилити.

Особенно плохо, когда несколько окон появляются одновременно, либо после любого клика и/или перехода на другую страницу.

Всплывающие окна нужно внедрять максимально аккуратно и уместно. 

Идеальный антипример, в котором создатель предлагает пройти через примерно 10 поп-апов, чтобы увидеть хоть какой-то контент. Благо, что сайт скорее выставочный, а не реально полезный.

Произведение видео со звуком

Сайт должен быть не только удобным и приятным, но и просто спокойным. И такую идиллию нередко нарушают автоматически включаемые видео, и еще ужаснее, когда это происходит со звуком. Кого-то это просто удивит и отвлечет от главной цели, а кто-то может даже испугаться и покинуть сайт. В таких скримерах серьезный проект не нуждается. 

Отсутствие хлебных крошек (навигации)

Данная проблема и важный фактор для юзабилити особенно актуальна для интернет-магазинов, где иногда возможный покупатель не может легко и быстро перейти перескакивать по категориям. Иногда, в случае малого ассортимента, навигационной цепочкой можно пренебречь, но если на сайте десятки категорий и тысячи товаров, то она обязательно должна быть. Также у пользователя должна быть возможность в любой момент вернуться на главную страницу (чаще всего просто нажав на лого сайта). 

Неадаптированность под ПК

Многие годы ведущие маркетологи и другие эксперты кричали о важности адаптации сайтов под мобильные девайсы, и сегодня довольно редко можно встретить сайты старого типа. Но появилась проблема ровно с противоположной стороны — создатели сайтов стали забывать о тех, кто до сих пор ищет нужное через компьютер или ноутбук.

Согласно исследованию в Африке наибольшая доля трафика приходится на мобильные устройства (69.13%), а Россия занимает низшую строчку с 30.2%, то есть большинство людей все еще пользуются интернетом с ПК. 

На скриншоте ниже сайт футбольного клуба «Чайка», где невозможно посмотреть подкатегории последнего пункта меню. Грубая и отталкиваются юзабилити-ошибка. Плохо.

Плохая адаптация сайта под ПК

У меня вы можете заказать аудит сайта (в том числе юзабилити)

Я нужен вашему бизнесу